Новости

Перспективы создания СЭЗ в Украине.

Ожидаемая стабилизация экономики Украины в связи с либерализацией социально-экономических отношений и внедрением рыночных принцепов до сих пор не произошла. За годы реформирования ухудшились общее экономическое положение регионов и уровень жизни населения. Отрицательные последствия деятельности производительных сил, обусловленные разбалансированостью финансовой системы, спадом производства, ростом численности безработных, наложились на такие недостатки, как искажонная производственная структура с преобладанием тяжелых отраслей промышленности, односторонняя специализация отдельных регионов, экологические проблемы.

Утвердилась общая тенденция не только к сокращению бъемов производства промышленной продукции, но и к спаду производства в сельском хозяйстве, проявились процесы распада производительных сил, уничтожения промышленной и социальнй инфраструктур. За 1990 – 1997 гг. в целом по Украинепроизводство промышленной продукции сократилось на 50%, а сельскохозяйственной – на 42%. В Автонмной Республике Крым соотведствующие пказатели составляют 56%, в Влынской обл. – 71 и 47, в Житомирской – 68 и 43, в Закарпатской – 68 и 22, в Кировградской – 70 и 45, во Льввской – 71 и 37.

За этот же перид каепитальные вложения в народном хозяйстве снизились более чем в 4 раза, что повлекло за собй уменьшения количества повостроек и объемов ввода в эксплатацию объектов сциальной и производственной инфраструктур, а в целом привело к ослаблению МТБ производства, ухудшению показателей обеспечения потребнстей населения в промышленных товарах, продуктв питания и услугах.

Вполне очевидно, что в период обострения экономическогоо кризиса в Украине необходимо осуществить радикальные меры, направленные на достижения стабилизации национальнй экономики. В дальнейшем же следует активно стимулировать развитие производных сил страны путем привлечения тех рыночных миханизмов, которые способны усилить внешнеэкономические связи и способствовать привлечению крупномаштабных инвестиций (как внутренних, так и внешних).

Поэтому сегодня СЭЗ рассматриваются Украиной как один из инструментов достижения открытости национальной экономики миру и стимулирования международнго экономического сотруднечества. К целям, кторые государство ставит при создании СЭЗ, относятся решения проблем занятости и фрмерования нвых рабчих мест; активизация внешней торговли; стимулирование притка иностранных инвестиций; активизация обмена знаниями и технологиями, то есть дстижение нового инновационного качества экономики; расширение экспортной базы или развитие импортозамещения и т. п. Одновременно формирование специальных (свободных) экономических зон может рассматриваться в Украине как средство решения проблем депресивных старопромышленных или слабозаселенных районов с ниским уровнем экономического развития.

Для активного создания СЭЗ на территории Украины большое значение имеет ее географическое положение в центре европейского континента (среди развитых стран Заподной Европы), на пересечении торговых путей из Европы в Азию. Принцепиальным является и то, что около 70% основного объема товарообмена нашего госудурства приходится на страны “ближнего зарубежья” и только 30% - на страны “дальнего зарубежья”: в объемах ее внешнего товарообмена основное место пренадлежит партнерским связям с Россией, Беларусью, и странами Прибалтики. Все это обусловлюет потенциальные возможности интеграции экономики Украины в европейское и мировое хозяйства, а также в международную экономическую систему путем развития СЭЗ.

Общеизвестно, что в начале рыночных и структурных преобразований в народном хозяйстве Украины инициатива в части создания новых териториальных формерований в виде СЭЗ пренадлежала Закарпатской, Одесской, Черновитской, Харьковской, Днепропетровской областям и Автономной Республике Крым. Но на первом этапе создание таких зон откладовалось из-за отсутствия соотведственной законодательной базы, утвержденной концепции государственной региональной политики и программы развития в Украине свободных экономических зон. Следовательно, к сожалению, инициативарегионов не получала действенной поддержки Правительства.

Этапными в деле формирования СЭЗ в нашем государстве стали 1992 г., когда был принят Закон Украины “Об общих началах создания и функционирования свободных экономических зон”, и 1994 г. – год утверждения Кабинетом Министров Украины Концепции сздания свободных экономических зон.

Законом пределены понятия “свободных экономических зон” как части территории Украины, на которй устанавливается и действует специальный правовой режим экономической деятельности, и порядок применения сответствующего действующего законадательства Украины. Обобщеное понятие “СЭЗ” дополнено перечнем зон разных типов: таможенных, комплексных производственных, туристск-рекреационных, страхвых, банковских. Были закнодательно решены организацинные вопросы, и в том числе – в отношение количества и характера учередительных документов, системы управления, государственных гарантий инвесторам и других норм, которые применяются при создании и функционировании СЭЗ. Закон ставит целью привлечение иностранных инвестиций, активизацию совместной с иностранными инвесторами предпринемательской деятельности, внедрение новых технологий и рыночных методов хозяйсвования, улучшение использования всех видов ресурсов.

Перейти на страницу: 1 2 3