Новости

Экономические законы товарного производства. Виды цен и тарифов

Каждый товар и каждая услуга в зависимости оттого, в какой форме они пред­ставлены на рынках, имеют свою пену, которая, превратившись в деньги, может стать той или иной разновидностью дохода. Однако в доход превращается не любая пена, а лишь та, которая отвечает существующему в каждый данный мо­мент рыночному равновесию спроса и предложения. Иными словами, товарное производство регулируется законом спроса и законом предложения. Обобщая и анализируя динамику состояния рынка, экономическая теория открыла законы, выражающие количественную взаимосвязь между пеной и спросом (закон спро­са), а также между ценой и предложением (закон предложения). Познав эти зако­ны, можно пытаться регулировать цены и доходы, что и наблюдается сейчас во многих государствах. Рассмотрим эти законы.

Спрос это платежеспособная потребность, т. с. сумма денег, которую по­купатели могут и намерены заплатить за нужные им изделия. Покупатели вы­игрывают при снижении пен. Закон спроса выражает следующую функцио­нальную зависимость от цены:.Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него и наоборот.

Предложение это совокупность товаров с определенными ценами, кото­рые готовы продать производители. Продавцы выигрывают при росте цен. За­кон предложения характеризует следующую функциональную зависимость предложения от цены: Сn=.F(Ц). Чем выше цена, тем в большей мере растет предложение товаров со стороны продавцов и наоборот.

Спрос и предложение две противоположные силы, которые вызывают подъем или падение цены. Равновесная рыночная цена эго цена, удовлетворя­ющая, точнее, примиряющая предложение со спросом, и наоборот.

Как отмечалось ранее, основу цен образует ценность товаров. Из сферы про­изводства продукты труда попадают в сферу обращения, где начинают действо­вать рыночные факторы. Они вызывают отклонения пены вверх или вниз. В свою очередь, цена воздействует на спрос и предложение товаров, а значит, на поведение покупателей и продавцов.

На цены, как пропорции обмена, сильное влияние оказывают методы их ус­тановления, называемые механизмом ценообразования.

В экономической науке сформировались два основных подхода к становле­нию цен: рыночный и затратный (производственный). Они различаются прежде всего факторами, воздействующими на формирование цены. При рыночном спо­собе определяющие факторы — конъюнктура рынка, спрос и предложение това­ра. При затратном подходе в основу установления цены кладутся производ­ственные затраты, прежде всего — трудовые, связанные с созданием товара.

В рыночном ценообразовании цена это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Во-первых, здесь выражается непосред­ственная связь цены товара с ценностью, которой он обладает как объект по­требления. Во-вторых, цена товара проявляется только в условиях его обмена на деньги или другой товар.

Цены различаются по ряду признаков. В зависимости от масштаба торговых операций и вида продаваемого товара выделяют:

• оптовые цепы, по которым продукция реализуется крупными партиями в условиях так называемой оптовой торговли;

• розничные цепы, по которым товары продаются индивидуальным покупате­лям в относительно небольшом объеме;

• тарифы (расценки) — цены, по которым производится оплата услуг, напри­мер, за пользование телефоном, за электроэнергию, газ, воду; за стрижку в па­рикмахерской, за ремонт квартиры.

По степени свободы цены делятся на:

• жестко фиксированные, твердые цены, назначаемые органами ценообразо­вания. Изменение такой цены в какую-либо сторону производителем или про­давцом товара преследуется по закону;

• регулируемые цены. Их величина регулируется госорганами, но это воздей­ствие ограничено и чаще всего сводится к установлению верхнего предела цен на определенные группы товаров. Регулирование цен может также проводиться путем установления предельного уровня рентабельности. Это означает, что от­ношение прибыли к издержкам не должно превосходить заданного уровня, ска­жем, 50 %;

• рыночные цены, свободные от непосредственного ценового вмешательства государственных органов. Они формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения. Рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга межу покупателями и продавцами. Переход от фик­сированных государственных к свободным рыночным ценам называют либера­лизацией цен.

Наряду с описанными видами цен в экономической практике применяется ряд других характеристик цен.

Перейти на страницу: 1 2