Новости

Методы расчета валового внутреннего продукта

Валовой внутренний продукт может быть исчислен следующими тремя методами:

как сумма валовой добавленной стоимости (производственный метод)

как сумма компонентов конечного использования (метод конечного использования)

как сумма первичных доходов (распределительный метод)

При расчете производственным методом ВВП

исчисляется путем суммирования валовой добавленной стоимости всех производственных единиц – резидентов, сгруппированных по отраслям или секторам.

В СНС

показатель добавленной стоимости оценивается в так называемых основных ценах, включающих субсидии на продукты, но за вычетом налогов на продукты (например, налог на продажи, НДС

и т.п.). Такой подход позволяет более точно измерить вклад каждой отрасли в создание ВВП

. Надо отметить, что взаимосвязь между валовой добавленной стоимостью и ВВП

принимает следующий вид:

GDP

= D

+ N

– U, (2)

где D– добавленная стоимость всех отраслей экономики в основных ценах;

N– налоги на продукты;

U– субсидии на продукты.

В соответствии с принятой в СНС

трактовкой границ сферы производственной деятельности включает:

все товары независимо от их использования

услуги, предоставленные другим институциональным единицам, в частности, нерыночные услуги органов государственного управления и некоммерческих организаций

услуги домохозяйств по проживанию в собственном жилище и домашние услуги, оказываемые оплачиваемой домашней прислугой. Бесплатные домашние услуги, оказываемые членами домашних хозяйств друг другу (приготовление пищи, стирка, уборка, ремонт домашнего оборудования), не включаются в границы сферы производства в СНС

.

В границы сферы производства должны включаться также производство товаров и оказание услуг теневой экономикой, т.е. производство товаров и оказание услуг, запрещенные законом (незаконное производство), и производство товаров и оказание услуг, в принципе разрешенные законом, но скрываемые от государственных органов с целью сокрытия доходов (скрытое производство).

Различаются два типа выпуска: рыночный и нерыночный. Рыночный выпуск включает товары и услуги:

1) реализуемые по экономически значимым ценам путем продажи или бартера;

2) предоставляемые работникам в качестве оплаты труда в натуральной форме;

3) производимые одним заведением предприятия(подразделением, находящимся на самостоятельном балансе или являющимся отдельной учетной единицей) и поставляемые другим заведениям того же предприятия для использования в производстве в том же или последующих периодах (например, продукты питания, переданные подсобными хозяйствами предприятия в столовые, детские учреждения, дома отдыха, принадлежащие данному предприятию, и т.п.);

4) готовую продукцию и незавершенное производство, поступающие в запасы материальных оборотных средств у производителя и предназначенные для рыночного использования, то есть на перечисленные выше цели.

Нерыночный выпуск включает товары и услуги:

1) производимые экономическими единицами для их собственного конечного потребления или накопления (например, сельскохозяйственные и другие продукты, произведенные для этих целей в фермерских, крестьянских или подсобных хозяйствах населения, строительство хозяйственным способом, услуги по проживанию в собственном жилище, услуги оплачиваемой домашней прислуги и т.п.)

2) предоставляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения, другим институциональным единицам, включая услуги, оказываемые обществу в целом (например, бесплатное образование и медицинское обслуживание, услуги государственного управления, обороны и др.);

3) готовую продукцию и незавершенное производство, предназначенные для нерыночного использования и поступающие в запасы материальных оборотных средств у производителя.

Товары и услуги, произведенные для собственного конечного использования, оцениваются в основных ценах на аналогичные рыночные товары и услуги. Нерыночные услуги, оказываемые учреждениями государственного управления и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства, оцениваются исходя из текущих затрат этих организаций, включая потребление основного капитала.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5