Новости

Теневая экономика мира, особенности теневой экономики в России и Татарстане

Из-за пробелов в законодательстве в обход таможенно - банковского и, соответственно, валютного контроля широкие масштабы приобретают так называемые "толлинговые" операции, когда заключается экспортный контракт на поставку сырья, которое за границу фактически не вывозится и перерабатывается на месте, но уже как зарубежное давальческое сырье, и в итоге чистый конечный продукт вывозится за пределы Российской Федерации без уплаты соответствующих налогов и пошлин. Именно по такой схеме примерно 80 % фактически произведенного в России чистого алюминия вывозится за рубеж. Подобные факты вскрыты на ряде предприятий черной и цветной металлургии, где в ходе выборочных проверок 18 экспортных контрактов на общую сумму 152,1 млн долларов установлено непоступление валютной выручки более чем на 28,1 млн долларов. В настоящее время ситуация обостряется, поскольку толлинговые операции приняли массовых характер не только в цветной и черной металлургии, но и в легкой, текстильной и других отраслях промышленности.

Масштабный характер приобрели операции по незаконному вывозу значительных партий морепродуктов за пределы Российской Федерации.

На рынке ценных бумаг криминальный менеджмент проявляется в виде мошенничества, фальсификации документов, недобросовестной котировки ценных бумаг и заключения незаконных сделок с ценными бумагами, использования служебной (конфиденциальной) информации при совершении сделок с ценными бумагами, сокрытия эмиссионного дохода, хищения финансовых средств в крупных и особо крупных размерах.

Одним из каналов теневой экономики является практически бесконтрольное приобретение за иностранную валюту по явно заниженным ценам на фондовом рынке резидентами и все чаще нерезидентами ценных бумаг российский предприятий, как правило, через подставные фирмы-посредники ("однодневки") с использованием механизма так называемых депозитарных расписок, что чревато переходом целых, в том числе стратегически важных, отраслей под контроль мафиозных и зарубежных компаний. Отследить процесс оборота теневого капитала и каким-либо образом оценить объемы таких средств с помощью имеющихся механизмов контроля за деятельностью участников рынка ценных бумаг практически не представляется возможным, поскольку отсутствует статистика подобных финансовых правонарушений и судебная практика по делам такого рода. Одной из областей российского финансового рынка, в которой проблема перевода капиталов в тень вызывает наибольшую озабоченность, является сфера вексельного обращения. Существующая система правового регулирования вексельного обращения и сложившаяся в стране практика выпуска и обращения бланковых векселей позволяет, используя векселя, не платить налоги. Расчеты дают основание утверждать, что в результате теневого обращения векселей государство недополучает сумму, равную 50 % номинала каждого векселя без учета НДС, что только в 1996 году составило около 150-170 трлн рублей.

Теневая экономическая деятельность в сфере малого бизнеса разнородна и подход в силу данного обстоятельства должен быть дифференцирован. С одной стороны, бороться с "чистым криминалом" - функция правоохранительных органов. С другой стороны, совершенно очевидна необходимость принятия ряда мер по "легализации" части теневого бизнеса, что позволит в определенной степени стабилизировать как экономику страны, так и частично решить проблему сокращения экономической базы организованной преступности, использующей различные формы малого предпринимательства.

Основными причинами ухода малых предприятий в "теневую экономику" являются: жесткий налоговый прессинг, возможность альтернативных расчетов (наличные, бартер и др.), административный характер арендных отношений (неразвитость рынка недвижимости), административно-бюрократические барьеры при регистрации, получении лицензий и т.д. Так в ре­спублике Татарстан рынок не­жилых и, в частности, встроенно-пристроенных помещений, монополизирован. И не каким-либо хозяйствующим субъектом, а органами по "уп­равлению" государственным и муниципальным (коммуналь­ным) имуществом. Это плохо уже потому, что на­званные органы не должны за­ниматься коммерческой дея­тельностью. Кроме того, моно­полизация "управления имуще­ством" способствует корруп­ции. Во всяком случае, у нас при очевидном изобилии нежи­лых помещений малый бизнес испытывает трудности с разме­щением офисов и производств.

По некоторым оценкам теневая экономика охватывает в малом бизнесе от 30 до 40 % объема продукции, услуг (оборота). [5]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6