Новости

География инноваций

Какова же география инноваций?

1. В 90-х годах в результате концентрации инноваций и развития отраслей промышлен­ности пятой волны обнаружилось, что США оставляют позади страны Европы, Японию и новых индустриальных "тигров" Восточной и Юго-Восточной Азии.

Однако экономический рост в Америке — не только следствие того, что она заняла веду­щее место в отраслях пятой волны (теория волновых циклов экономического развития Кондратьева). Подобный структурный сдвиг способствует поддержа­нию экономического роста благодаря расши­рению специализации в рамках международ­ного разделения труда, и в этих отраслях стра­на почти не имеет конкурентов. США могут воспользоваться этим преимуществом, чтобы сбалансировать потери конкурентоспособно­сти в отраслях промышленности предшеству­ющих по времени волн. Помимо этого необхо­димо признать, что США извлекают выгоду от сокращения издержек в отраслях, обеспечива­ющих информационные технологии; из рас­тущей взаимозависимости между производст­вом и конкурентоспособными сферами услуг;

из широкомасштабной иммиграции, благода­ря которой поддерживались низкие затраты на оплату труда. Кроме того, после нефтяного кризиса снижен уровень оплаты труда в целях борьбы с заокеанскими конкурентами в отрас­лях промышленности второй и третьей волн.

2. Приоритетность инноваций определя­ют преимущества городов и регионов — нали­чие высококвалифицированных кадров; поддерживающих и смежных видов деятельности (экспертное консультирование, использова­ние венчурного капитала или финансовых ре­сурсов крупных корпораций), культурной и политической ориентации на производство высококачественных продуктов и услуг, пер­воклассной инфраструктуры, высокого уров­ня комфорта для жизнедеятельности.

Такие преимущества имеют важное значе­ние либо для поддержания уже проводимой ис­следовательской и инновационной деятельно­сти и удержания высококвалифицированных трудовых ресурсов, либо для создания должной среды, позволяющей сформировать новые ин­новационные центры, куда можно привлекать квалифицированный персонал из числа внут­ренних мигрантов и капиталовложения.

Региональные преимущества могут и не давать эффекта, если национальная среда не­благоприятна для инноваций. К примеру, в 90-х годах наблюдалась существенная эмигра­ция французских предпринимателей молодо­го поколения в США. Причины тому были следующие: во Франции трудно найти венчур­ный капитал; французские правительствен­ные учреждения слишком бюрократично под­ходят к созданию новых компаний; уровень налогов высок; для французской культуры ха­рактерно очень активное неприятие прибыли как таковой; в экономике наблюдается тен­денция к господству крупных частных и госу­дарственных или субсидируемых государст­вом компаний, которые душат конкуренцию.

С другой стороны, в Великобритании сде­ланы открытия "прорывного" типа, накоплен опыт других инноваций, особенно в стенах го­сударственных и университетских лаборато­рий. Между тем культурная и образовательная пропасть между этими учреждениями и част­ным сектором создает ситуацию, когда бри­танские компании упускают из виду коммер­ческое применение открытий или инноваций и идеи продаются иностранным компаниям.

И, напротив, ряд принятых в США зако­нов стимулирует и облегчает передачу техно­логий из лаборатории в коммерческий сектор и получение университетами и некоммерче­скими исследовательскими институтами раз­решений на организацию компаний, которые могли бы использовать их инновации.

Перейти на страницу: 1 2