Новости

Теории извлечения ренты

Рента как экономическая категория, помимо номинальной функции прироста бо­гатства, создает еще и стимул к постоянному перераспределению ресурсов в сферы наиболее прибыльного приложения. Этот процесс перераспределения ресурсов в сферы, приносящие ренту. называется процессом извлечения прибыли.

Как уже отмечалось, земельная рента неоднородна. Дифференциальная рен­та I формируется на землях лучшего естественного плодородия и местоположе­ния. Рента 2 - результат разной эффективности затрат труда и средств произ­водства, последовательно вкладываемых в один и тот же земельный участок. Из этого следует, что присвоение ренты I и 2 должно быть различно.

Рента I должна поступать в распоряжение собственника земли. В лом случае она выступает экономической формой реализации земельной собственности. В распоря­жении же пользователя (арендатора) земли необходимо оставлять большую часть ренты 2, ибо в ней концентрируются результаты дополнительного вложения капита­ла. Поэтому при использовании ограниченных и трудно воспроизводимых ресурсов рента присваивается их собственниками и лишь в коротких периодах их пользовате­лями (арендаторами). При этом определенная часть ее тратится на создание барье­ров на пути вхождения на рынок ресурсов потенциальных конкурентов.

Четкое определение прав собственности на земельные ресурсы позволит кон­центрировать ренту, а не растрачивать ее. Институциональные изменения в опреде­лении прав частной собственности приводят к изменению в присвоении ренты, если меняется способ закрепления прав собственности. Покажем это на графике {рис. 4}.

На вертикальной оси отложим средний АР и предельный МР продукт труда, а но горизонтальной затраты труда на обработку редкого ресурса земли. Коли­чество земли фиксировано.

Первый владелец труда уравняет АР, МР зарплату с ценностью предельного про­дукта; следовательно, в использовании земли будет занято L1 единиц труда.

Площадь прямоугольника OVWC представляет собой ренту с земли, присва­иваемую владельцем труда. При отсут­ствии эксклюзивных прав на землю дру­гие экономические агенты захотят полу­чить часть ренты через увеличение трудовых затрат на обработку земли при наличии прав частной собственнос­ти. Тогда в обработке земли будет заня­то L2 единиц труда. Это приведет к эко­номическим потерям вследствие уменьшения предельного продукта труда в точке L2.

Неэффективность избыточного количества труда при обработке того же участка земли представлена треугольником WXY, т. е. областью, где предельные издержки превышают предельный продукт. Она равняется ренте, которая существовала бы при использовании L1 единиц труда {WXZ= VZW=OWVC).

Другой способ претендовать на ренту — через определение и закрепление прав на ресурсы без реального их использования. При этом выгода представлена величи­ной ренты и величиной издержек, которые люди хотят понести ради приобретения этих прав.

Так, использование L2 единиц труда вызывает потери WXY= OVWC. Это потеря ренты. Если бы были более четко установлены права собственности на землю, рента О WVC была бы присвоена владельцем земли.

В процессе определения и закрепления прав собственности экономические аген­ты будут согласны затратить сумму, равную или даже превышающую ожидаемые рентные доходы. Затраты на более жесткое определение и закрепление права соб­ственности здесь принимают форму перераспределения богатства. Оно может про­исходить как между новым «собственником» и обществом (коллективом) в случае продажи земли с аукциона, так и между новым «собственником» и чиновником, пе­реоформившим право собственности незаконным путем (за определенное вознаг­раждение). Эти средства могли иметь и форму расходов на «лоббирование». Эта сделка приводит к чистым общественным потерям. Экономисты делают вывод, что таким образом распыление или концентрация ренты зависит от процесса определе­ния прав собственности.

Рента и квазирента являются привлекательным объектом для экспроприации. Перекладывание ренты из карманов одних агентов в карманы других не должно вы­зывать отрицательных последствий сточки зрения общей эффективности. Допус­тим, какая-то компания собирается приступить к разработке нового нефтяного месторождения. По оценкам, оно будет приносить ей ежегодную ренту в размере 1 млн. долл. В этом случае государство может обложить ее налогом от 1 до 999 тыс. долл., не опасаясь, что в ответ на это компания вообще откажется от реализации проекта. Даже при рентном доходе в 1 долл., остающемся после выпла­ты налога, ей все равно будет выгоднее заниматься разработкой месторождения, чем отказаться от него. Просто в исходной ситуации вся рента досталась бы са­мой компании, а теперь ей придется делиться с государством.

Перейти на страницу: 1 2