Новости

Особенности  современной  безработицы

Показатель длительной безработицы среди мужчин выше, чем у женщин, и это несмотря на то, что в 1999 г. уровень безработицы среди жен­щин в странах ОЭСР в целом был почти на 1/5 вы­ше, чем у мужского населения (соответственно 6.3 и 7.3%). Женщины несколько чаще, чем мужчины, при невозможности найти работу перестают реги­стрироваться на бирже труда, отсюда и более низ­кий уровень их длительной безработицы.

Одной из острых структурных проблем рынка труда остается неравномерность уровня безрабо­тицы среди отдельных возрастных групп и преж­де всего массовая безработица среди молодежи. В минувшем году в странах ОЭСР не имели рабо­ты 13% молодых людей до 24 лет. Продолжается падение удельного веса работающих молодых людей (с 53% в начале 90-х годов до 45% в минув­шем году), что лишь отчасти можно объяснить увеличением числа учащихся.

Решению проблемы мешает высокая концент­рация безработной молодежи в семьях с низким уровнем дохода. 1/5 молодых безработных живет в семьях, где все взрослые, не имея постоянной работы, не могут обеспечить своим детям хоро­ших стартовых условий. Наряду с высоким отсе­вом из школ и недостатками в системе образова­ния это становится одной из причин низкой кон­курентоспособности данной категории молодежи на рынке труда. Среднее образование еще не га­рантирует получения работы. По данным межстранового обследования грамотности взрослого населения, примерно 25% молодых людей поки­дают средние учебные заведения без какого-либо сертификата об образовании или профессиональ­ной подготовке.

* [По данным журнала «Мировая экономика и международные отношения» №8 август 2000г. ]

Несмотря на нерешенность многих болезненных структурных проблем безработицы, в 1999 году наметилась тенденция к сокращению расходов государства на политику занятости. Она включает профессиональную переподготовку безработных, субсидирование дополнительных рабочих мест в государственном и частном секто­рах, поддержку занятости среди групп, находя­щихся в особо невыгодном положении на рынке труда, в первую очередь молодежи и инвалидов. Доля этих расходов снизилась по сравнению с 1994 г. в Германии с 3.7 до 3.5% ВВП, Норвегии -с 2.4 до 1.4, в Швеции - с 5.55 до 3.9, в Испании - с 3.2 до 2.3%. США, которые традиционно направ­ляли гораздо меньше средств на проведение по­литики занятости (в том числе из-за более низкой безработицы), снизили соответствующие расхо­ды за тот же период с 0.5 до 0.4% ВВП.

Одновременно в арсенале средств государст­венного регулирования все большую роль начи­нают играть так называемые программы активизации. Их цель - интенсифицировать поиск без­работным нового места работы. Это означает, с одной стороны, давление на безработного с помо­щью экономических рычагов, с другой - эконо­мическое поощрение тех. кто быстро находит но­вую работу. На это направлена реформа системы страхования по безработице, в частности усиле­ние страхового принципа, в результате которого отсекаются лица с коротким сроком выплат, а также те, кто неоднократно терял работу.

В конце 90-х годов правящим кругам промышленно развитых стран пришлось пересмотреть свое отношение к такой важной составляющей политики занятости, как увеличение гибкости рынка труда, под которой подразумевалась в том числе либерализация трудового законодательст­ва. Последней было отведено одно из централь­ных мест в документе "Исследование рабочих мест", принятом странами ОЭСР в 1994 г. в каче­стве программы действий на рынке труда.

Однако серьезная либерализация законода­тельства в данной сфере так и не была осуществ­лена. Более того, многие страны ужесточили его, например в том, что касается массовых увольне­ний. Ныне в большинстве европейских стран дей­ствуют более длительные сроки извещений о предстоящем увольнении, обязательное согласо­вание с профсоюзным, либо рабочим комитетом.

Перейти на страницу: 1 2 3