Новости

Расходы государственного бюджета

Динамика бюджетных расходов на социально-культурные мероприятия показывает явное их отставание по темпам роста не только от общего объема бюджетных расходов, но и от расходов на народное хозяйство. Перегрузив бюджет ресурсами, направляемыми на обеспечение экономической функции, государство не смогло обеспечить средствами надлежащий уровень социального обслуживания граждан. Между тем переход на основы рыночного хозяйствования заставляет активно искать реальные пути усиления социальной ориентации расходов бюджета, ибо без этого невозможно обеспечить социальную защиту людей.

Одной из важнейших проблем сегодняшнего дня в области социально-культурных расходов является нахождение разумного баланса между социальными запросами граждан, отраженными в принятых социальных программах, и источниками их финансирования. Используемый нашей практикой в течение многих лет остаточный принцип финансирования социальных потребностей привел к тому, что некоторые из вновь принятых российским парламентом социальных программ оказались без источников финансирования. Например, такая ситуация сложилась в России в октябре 1991 г., когда парламент принял Закон «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан», а средств на его реализацию не было. Такое положение чревато либо невыполнением закона, либо ростом бюджетного дефицита со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

В современных условиях без усиления социальной ориентации государственного бюджета не обойтись. Государство должно взять на себя финансирование национальных программ развития образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения. Вместе с тем, по мере перехода к рынку традиционный набор бюджетных расходов на социально-культурные мероприятия (содержание школ, больниц, детских дошкольных учреждений и т.д.) будет пополняться новыми видами затрат. Например, для того чтобы у трудящихся в условиях свободных цен и высокой инфляции не снижался уровень жизни, в бюджете должны предусматриваться ассигнования на обеспечение индексации доходов работников с твердо фиксированными ставками заработной платы. Предполагается не реже одного раза в квартал пересматривать размеры пенсий, стипендий, пособий и зарплаты работников организаций, финансируемых из бюджета. Размер индекса должен зависеть от темпов инфляции и устанавливаться с учетом индекса оплаты труда работников рыночного сектора.

В бюджете предусматриваются ассигнования и на компенсацию потерь населения от роста цен в условиях их либерализации. Из бюджета финансируются комплексные целевые программы по улучшению условий жизни престарелых и инвалидов, по охране семьи, материнства и детства и т.д. Расходы бюджета на выплату социальных пособий — одна из форм материальной поддержки беднейших слоев населения. Такая поддержка исключительно ценна, ибо треть населения страны находится сегодня за порогом бедности. По мере построения основ рыночной экономики перечень бюджетных расходов, направленных на обеспечение социальной защиты граждан, будет расширяться, их размер — увеличиваться, создавая условия для полной реализации социальной функции государства.

Часть бюджетных средств государство направляет на оборону. Военные расходы довольно дорого обходятся налогоплательщику — еще недавно на них использовалось от 25% до 30% валового национального продукта.

Основное место в затратах на оборону занимает закупка вооружений и военной техники; затем идут затраты по текущему содержанию армии и флота, финансированию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; остальное приходится на долю военного строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы.

Объем расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы военного нападения; при благоприятной международной обстановке они сокращаются. На величину бюджетных расходов на оборону могут влиять уровень развития экономики, ее финансовые возможности. Сегодня размер военных расходов отражает происходящие в мире прогрессивные процессы, связанные с разрядкой международной напряженности и сокращением вооружений. Реализуя международные договоренности, Россия последовательно проводит практические меры по сокращению военных расходов. Наиболее крупные сокращения коснулись закупок вооружений и военной техники, военного строительства, научных исследований и опытно-конструкторских разработок.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6