Новости

Вывод

I.Приватизация представляет собой комплексный феномен, который должен рассматриваться с применением научных методов, разработанных в экономике, социологии, теории государства и права, социальной психологии и других общественных дисциплинах. При рассмотрении результатов приватизации в России необходимо учитывать как экономическую, так и социальную сферы. Приватизация сама по себе не является механизмом, безусловно повышающим эффективность рыночной экономики. В условиях перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике она может оказывать позитивное воздействие лишь при условии проведения общеэкономических реформ. Применение приватизации для развития экономики в развивающихся странах отражает давление мирового рынка и международных финансовых институтов. Однако форсированная чековая приватизация может оказать позитивное влияние на экономику только в малых странах.

II.Как показывает опыт приватизации в РФ в социальной сфере приватизация резко усиливает расслоение общества, причем особенно быстро при применении чековых механизмов в условиях отсутствия приемлемо функционирующего фондового рынка. Если правительство, проводящее приватизацию, ставит перед собой задачу ускоренного создания и развития новой финансовой буржуазии, то она будет эффективным инструментом. Вместе с тем, эти новые элитные слои не будут достаточно устойчивыми для обеспечения социальной стабильности и не обязательно будут способствовать развитию экономики в целом без проведения мер по развитию реального сектора.

III.Формирование и развитие рынка акций в России зависит от выполнения своих функций целым рядом подсистем - регистрационной службой (регистратором), номинальным держателем ценной бумаги (депозитарием), системой брокеров и дилеров, самой системой проведения торговых операций с ценными бумагами, системой расчетов и системой правового регулирования и обеспечения выполнения законодательства.

IV.Наиболее важными и насущными общими проблемами фондовой деятельности России остаются следующие:

· установление стандартов на раскрытие эмитентами и профессиональными участниками фондового рынка информации о ценных бумагах и сделках;

· внесение всех необходимых дополнительных изменений в содержание информации, предоставляемой предприятиями биржам;

· установление строгих правил, определяющих деятельность брокеров и в особенности дилеров (размер комиссий, количество посредников на бирже, недопущение монополий на отдельные виды сделок);

· разработка системы четко сформулированных требований к кредитованию брокеров и дилеров на время осуществления транзакций;

· разработка однозначных правил операций с ценными бумагами во внебиржевом обороте.

V.Для России существенным вопросом остается разграничение полномочий между Центральным Банком, Министерством финансов и Федеральной комиссией по фондовому рынку при Президенте РФ. Защиту общих интересов общества и государства от злоупотреблений и некомпетентной деятельности на фондовом рынке должен осуществлять Минфин, в то время как защиту инвесторов, эмитентов и профессиональных участников фондового рынка должна осуществлять Комиссия. Мировой опыт свидетельствует о нежелательности придания ЦБ регулирующих функций, так как при этом возникает конфликт интересов между эмиссионными и регулирующими функциями ЦБ.

Перейти на страницу: 1 2 3