Новости

Монополия и конкуренция. Типы рыночных структур.

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов и называют рыночной структурой. Она характеризуется: числом и размером фирм, типом предлагаемого продукта, степенью контроля над ценами, условием входа в отрасль и выхода из нее . Свобода выбора, реализуемая в форме стремления каждого получить для себя лично денежный доход, служит основой для конкуренции или экономического состязания. Конкуренция с точки зрения экономистов имеет 2 аспекта: Информация по обслуживанию иномарок Мерседес М-Класс 2005 www.mercedesman.ru/M-Class/W163

1. Наличие на рынке большого числа независимо действующих покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса.

2. Свободу для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их.

Выделяют 4 типа рыночных структур (моделей рынка): 1)совершенная конкуренция; 2)монополистическая конкуренция; 3)олигополия; 4) монополия. 2,3 и 4 - несовершенная конкуренция имеет место, когда лишь несколько крупных фирм производят основную массу определенного товара. Она проявляется в виде монополии и монопсолии. Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способностью фирм воздействовать на рынок, и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентный рынок.

1

.

Совершенная конкуренция

. Это большое число продавцов, конкурирующих между собой. Продукция стандартная, однородная. Все продавцы имеют представление о цене. технологии производства, возможной прибыли, а также равный доступ к информации. Любая фирма может начать производство или покинуть рынок, т.е. свобода входа-выхода. Характеризуется интенсивными колебаниями цен. Примером могут служить рынки с/х продуктов, услуг, т.е. включающие большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется соотношением спроса и предложения.

2.

Монополистическая

конкуренция. Это рынки обуви, одежды, хозтоваров и т.д. Множество фирм конкурируют, продавая дифференцированные продукты, что позволяет производителю самостоятельно устанавливать цену вне зависимости от действий конкурентов. Т.к. объем продаж каждого продавца невелик, то каждая из фирм имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Выход на рынок достаточно свободен и определяется размерами капитала. Дифференциация продукта частично определяет степень монополизации рынка. Чем более однородна продукция, чем в большей степени товары могут замещать друг друга, тем сильнее конкуренция и наоборот.

3

.

Олигополия

(греч. "олигос" - немногий, "полео"-продаю). Это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм. Прибыль высокая, т.к. доступ на рынок затруднителен. В числе факторов - величина капитала, для входа в отрасль, контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства. Разделяют на чистую олигополию (производство однородной продукции: алюминий, цемент и.т.д. - идентичность товаров определяет единую цену на них и дифференцированную олигополию - разнообразная продукция одного функционального назначения (автомобили, сигареты). Условия входа-выхода: возможны отдельные препятствия. Доступность информации - некоторые ограничения. К олигополии как рыночной структуре относят картель (сговор нескольких фирм по поводу цен и объемов выпуска продукции). Имела место в командной экономике СССР.

4. Монополия ("монос"- один. Монополия как вид экономической структуры рынка -определенный тип экономических отношений, дающий одному их участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара. Монополия - право на исключительное владение какой-либо собственностью и получение на этой основе прибыли. Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет мах прибыли. Барьерами для вступления в отрасль является: а) эффект масштаба; б) исключительные права; в) патенты и лицензии; г) собственность на важнейшие виды сырья.

Перейти на страницу: 1 2