Новости

Основные направления экономической реформы в России

Основным смыслом развития страны, главной идеей вхождения в XXI век должно стать повышение конкурентоспособности российской экономики.

Необходимо создать разумную и гибкую систему регулирования доступа иностранных производителей на российский рынок.

Международное экономическое сотрудничество должно использоваться не для односторонней перекачки отечественных сырьевых ресурсов, а для радикальной структурной перестройки российской экономики, для технологической модернизации в обрабатывающем секторе нашей промышленности. Стратегическая задача - в перспективе изменить международную специализацию России путем развития высокотехнологичных отраслей.

Первоочередными задачами экономической политики в 1999 году являются не только ликвидация негативных последствий кризиса, но и устранение причин, его породивших, нормализация положения дел в финансово-бюджетной сфере и обеспечение условий ее долгосрочной стабилизации, совершенствование рыночных институтов, поддержка и развитие реального производства, повышение социальной направленности реформ.

Среди важнейших приоритетов нашей политики в ближайший период остается макроэкономическая стабилизация.

Любые действия в области экономической политики должны проверяться на инфляционную безопасность.

Важнейшим инструментом социально-экономической политики государства является федеральный бюджет.

Необходимо решить четыре задачи в области бюджетной политики. Главной задачей ближайшего времени является удержание стабильной ситуации в экономике и социальной сфере. Это первая

задача.

Сокращение внешнего и внутреннего долга государства - вторая задача. Третья задача - освободить бюджет от непосильных обязательств, превратить его в реальный.

Перенести акцент с сокращения расходов на увеличение доходов. Эту четвертую задачу выполнить очень трудно.

Общий курс определен: снижение бремени на товаропроизводителей, расширение на этой основе налогооблагаемой базы и улучшение администрирования. Направления налоговой реформы предполагают, в частности:

- предельное упрощение налоговой системы и уменьшение числа налогов, максимальное использование тех налогов, которые бы не сводили на нет мотивацию к росту прибыли, личных доходов, занятости;

- существенное увеличение доходов государства за счет проведения комплекса мероприятий, стимулирующих отказ предпринимателей от теневой экономической деятельности;

- сведение к минимуму мер текущего налогового контроля за деятельностью предприятий, сосредоточение ресурсов контролирующих органов на ключевых сферах;

- предоставление субъектам Федерации самостоятельных налоговых источников, соответствующих объему их конституционных функций, постепенное сокращение объемов федеральных трансфертов.

Важной задачей является дальнейшая реализация программы экономии государственных расходов.

Следует осуществить разумное сокращение количества федеральных целевых программ и одновременно добиться практического исполнения бюджета развития.

Следует восстановить практику проведения ревизий исполнения бюджетов регионов, получающих средства из федерального бюджета по каналам межбюджетных отношений.

Восстановление банковской системы. Более решительно двигаться в сторону специализации банков, выделив для начала две группы: банки - расчетные центры и инвестиционные банки.

Важное направление государственной финансово-экономической и региональной политики - совершенствование межбюджетных отношений с регионами Российской Федерации.

Следует приветствовать и самым внимательным образом рассматривать любые инициативы регионов в области территориального развития, особенно в случаях, не требующих финансовой поддержки из федерального бюджета.

Но одновременно надо жестко пресекать любые, даже самые незначительные, проявления регионального сепаратизма, попытки введения торговых барьеров, нарушения бюджетного законодательства.

Совершенствование методов государственного регулирования экономики.

Корректировка негативных проявлений рынка, введение рыночной стихии в прогнозируемые рамки, целенаправленное и планомерное формирование условий и стимулов развития стратегически важных для государства и общества сфер, обеспечение надежной защиты граждан от чрезмерных социальных издержек реформ.