Новости

Целесообразность формирования финансово-промышленных групп

Сегодня идея транснациональных финансово-промышленных групп все больше овладевает промышленниками и руководителями стран СНГ, которые рассматривают их как единственное средство восстановления единого экономического пространства, рационального использования всего созданного совместными усилиями, да и, наконец, как средство совместного выживания.

Несмотря на расхождения в на­циональных законодательных систе­мах и разные уровни экономик и не­смотря на различия политических ориентиров, интеграционные ресурсы сохраняются, имеются возможности для их наращивания. Разноскоростное развитие государств вовсе не является непреодолимым препятствием для их тесного взаимодействия.

Промышленный потенциал стран Содружества составляет примерно 10% мирового, а запасы основных ви­дов природных ресурсов – около 25%, что объективно создает базу для обес­печения экономической независимо­сти и динамичного развития. Несмотря на это, и сегодня предпринимаются попытки поставить под сомнение целесообразность со­здания ТФПГ, подискутировать по поводу их места и роли в рыночной экономике. Однако мировой, а теперь и российский опыт подтверждает жиз­ненность и эффективность объедине­ния банковского и промышленного капиталов стран СНГ в рамках «меж­государственных» (транснациональ­ных) ФПГ. Создание ФПГ явилось не толь­ко закономерным шагом в развитии системы организационно-правовых форм современного общественного производства, но и необходимым эта­пом реорганизации промышленной структуры. Интеграция в рамках межгосу­дарственных ФПГ банковского, про­мышленного и торгового капиталов позволяет ускорить оборачиваемость финансовых ресурсов, сократить из­держки за счет развития внутри ФПГ систем взаимозачетов и платежей, ра­ционализировать структуры совокуп­ного капитала, увеличить доли ресур­сов в денежной форме и мобильность перераспределения, возможность проведения крупных сделок, многовалютных операций, эффективность размещения интегрированных акти­вов. Поэтому созданные и создавае­мые межгосударственные ФПГ и ТНК постепенно должны занимать цент­ральное место в интеграционных про­цессах государств Содружества в обла­сти производственной, инвестицион­ной, коммерческой и финансово-кре­дитной деятельности.

Задача государств – участников СНГ – проводить согласованную го­сударственную политику в отношении транснациональных хозяйствующих структур, участниками которых явля­ются хозяйствующие субъекты стран Содружества, всячески поддерживать взаимовыгодный характер межгосу­дарственной, межотраслевой интегра­ции, принимать активное участие в совершенствовании организационно-правовой основы гармонизации инте­ресов как потенциальных участников корпорации, так и государств, их представляющих.

Общепризнанно, что распад Совет­ского Союза стал одним из ключевых кризисных факторов не только для рос­сийской экономики, но и дня эконо­мик стран СНГ. Отсюда логично и ес­тественно вытекает задача сохранения, реструктурирования и рационализации общей материальной основы микро-уровневых связей рыночных субъектов – кооперации специализированных и технологически увязанных произ­водств и предприятий, в «одночасье» оказавшихся по разные стороны новых государственных границ. С распадом СССР производ­ственной инфраструктуре был нанесен удар, моментально «уложивший на бок» целые отрасли. Была открыта «зеленая улица» челночному импорту и импорту организованному, и который зарубежные и наши коммерсанты вло­жили крупные средства.[2]

Сегодня, когда на всем пространстве бывшего СССР рынок уже заявил о себе, произошла структуриза­ция интересов и возможностей, воссоздать общее экономическое пространство, например, в том виде, в каком это предлагает левая оппозиция, уже невозможно – для этого потребовалось бы национализировать отрасли, образующие единую технологическую цепочку, но находящиеся в разных государствах.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5