Новости

Свободные экономические зоны

С 1991г. в районе идет интенсивное строительство, создается инфраструктура. Так построены Наньпуский и Янпуский мосты, пудунский участок автоэстакады внутреннего кольца, Вайгаоцяоский морской порт, Пудунский газогенераторный завод и очистные сооружения. В строительную программу включены Вайгаоцяосская электростанция, Ляньцяосская станция водоснабжения, система связи и другие объекты.

Важным шагом в расширении внешнеэкономических связей КНР и привлечении иностранных инвестиций стали беспошлинные зоны. Такая зона представляет собой особую, полностью изолированную территорию, называемую в других странах «свободным портом» или «зоной беспошлинной торговли». Там действует особая таможенная политика, применяющая специфические правила таможенного управления и надзора.

После 1990г. в стране создано более десяти беспошлинных зон, в них уже функционирует несколько тысяч предприятий, а вложенный капитал исчисляется десятками миллиардов долларов. Особенно успешно идет развитие в Вайгаоцяо (Шанхай) и в Тяньцзинском морском порту. Зоны этого рода занимают относительно ограниченную площадь, над которой сравнительно легко установить соответствующий пограничный и таможенный контроль. Устройство беспощлинных зон не требует больших капиталовложений, а эффект от них ощутим уже через некоторое время.

В 1992г. КНР открыла внешнему миру 13 приграничных городов. Они обладают преимуществами для развития экономического сотрудничества с соседями, среди которых видное место занимает Восточная Сибирь и Дальний Восток. В них создается инфраструкткра и развивается приграничная торговля бартерного характера.

Правительство КНР оказывает поддержку приграничной торговле, которая при правильной организации дела является не только взаимовыгодной, но и под час единственно возможной формой получения дополнительного дохода. В неменьшей степени в этом виде торговли объективно заинтересованы соседи Китая. Это следовало бы иметь ввиду некоторым руководителям наших восточных регионов, которые свою бездеятельность в области нормального международного сотрудничества пытаются скрыть шумихой об экспансии соседей. При этом, как представляется, совершенно недопустимо, чтобы российская граница была объектом приватизации, как это происходит на нашем Дальнем Востоке.

Согласно постановлению Госсовета КНР 13 открытых приграничных городов получили право создавать на своей территории зоны приграничного экономического сотрудничества, в которых предоставляются те же льготы, что и в приморских зонах технико-экономического освоения.

Создание СЭЗ в Китае в основном себя оправдало. Вместе с тем здесь возникают новые сложности. Как известно Китай ведет длительные переговоры о вступлении в ВТО. Одним из основополагающих принципов ВТО является безоговорочное применение национального режима, что означает одинаковое отношение как к отечественным, так и к иностранным компаниям. В этих условиях преференции иностранным компаниям становятся формально недопустимы.

Как сложится в дальнейшем судьба китайских СЭЗ? Пока однозначно ответить на этот вопрос трудно. Сейчас происходит противоборство самых различных, порой взаимоисключающих мнений – ВТО, иностранных предпринимателей в Китае, китайского руководства, китайцев, рвботающих на предприятиях в свободных экономических зонах и получающих намного более высокую заработную плату, чем на других предприятиях страны.

Можно предположить, что в Китае будет проведена определенная реорганизация СЭЗ. Часть из них, котрая не оправдала надежды, будет закрыта или преобоазована. Другие зоны, особенно связанные с уже осуществленными крупными капитальными вложениями и выпускающая современную продукцию, находящую хороший спрос на внутреннем и внешних рынках, будут сохранены и даже расширены. Китаю предстоят непростые переговоры с ВТО. Едва ли китайцы примут все ультимативные требования относительно СЭЗ. В любом случае нынешние реформаторы в Китае, прежде чем согласиться с ВТО, тщательно взвесят выгоды и потери.

Многообоазие СЭЗ в Китае успешно справляется с задачей привлечения иностранных инвестиций. В 1998г. в страну поступило 40 млрд. долл. В этом видится ответ на вопрос, который волнует многих наших экономистов: стоит ли тратить усилия на создание свободных экономических зон в России?

Заключение.

Свободные экономические зоны имеют широкие перспективы как в мире, так и в нашей стране. Об этом говорят динамичные темпы развития СЭЗ в количественном отношении и по совокупному объему выпуска продукции в них.

Перейти на страницу: 5 6 7 8 9 10 11