Новости

Свободные экономические зоны

Видимо стоит разобраться в этих оценках, чтобы яснее представить себе перспективы СЭЗ в России.

Как известно из имеющихся определений, в частности Киотской конвенции 1973г., и практики функционирования более 700 свободных экономических зон в различных странах мира, преимущественно в развитых, подобная зона предполагает главным образом и прежде всего полностью или частично свободное (беспрепятственное) перемещение товаров, услуг, интелектуальной собственности, инвестиций и людей (рабочей силы и специалистов) через государственную и таможенную границу, отделяющую мировой рынок от территории какого-либо государства. Кроме таможенных могут предоставляться и некоторые другие льготы, например налоговые.

В современной мировой практике существует более 20 разновидностей СЭЗ – от небольших до очень крупных, включающих широкий набор отраслей и производств. Предпринимательство в СЭЗ развивается от простого к сложному, от дешевых вариантов к более капиталоемким и дорогим. При этом производственные функции все чаще сочетаются со снабженческо-сбытовой, инвестиционной, банковской, страховой. Продукция предприятий, расположенных на территории СЭЗ, реализуется на внешнем и на внутреннем рынках.

Иностранные предприниматели обычно приглашаются в зону после того, как там создана необходимая инфраструктура. А капиталовложения в инфраструктуру составляют основную долю всех затрат, связанных с созданием и функционированием СЭЗ. Поэтому примерно 80% всех инвестиций в СЭЗ приходится на внутренние источники капиталовложений. У нас же в России многие надеются покрыть основные первоначальные затраты за счет иностранных источников, что зарубежным предприни-мателям просто не понятно.

Вторая ошибка, допускаемая при организации СЭЗ – совершенно необоснованый расчет на крупные прибыли уже после двух-трех лет их функционирования. С особой осторожностью следует подходить к созданию СЭЗ в восточных районах страны, где и сроки строительства длиннее и среднее качество продукции ниже. Надо решительно отмеживаться от заблуждения, что чем дальше от Москвы, тем проще и быстрее решить все проблемы.

Некоторые наши экономисты предлагают создавать в числе других и такие экономические зоны, которые будут поставлять на экспорт не менее 50% своей продукции, причем имеется ввиду, что эта продукция обязательно будет высокотехнологичной. Думается, что планка поднята слишком высоко. Пока продукция России, котрую можно отнести к высокотехнологичной, составляет примерно 1,5% от экспорта страны. Поэтому целесообразно предусмотреть определенную шкалу поощрений за поставку на экспорт наукоемкой продукции, начиная, допустим, с 15-20% продукции конкретного предприятия зоны.

Кроме того, неразумно исключать поставку на экспорт из некоторых свободных экономических зон, расположенных на востоке страны, сырья и полуфабрикатов. При определенных условиях экспорт таких товаров может оказаться наиболее выгодным, причем выгодным по-настоящему, без всяких скидок на северные надбавки, искусственно установленные транспортные тарифы и другие льготы.

Во многом правы те наши экономисты, котрые утверждают, попытки создания СЭЗ в границах целых областей не могли увенчаться успехом. За дело взялись неграмотно, одержимые только одним желанием – получить иностранные инвестиции, на худй конец – инвестиции из федерального бюджета; обеспечить себе льготы и привелегии за счет других регионов. Совершенно не учитывалось, что при этом целая область или край должны быть исключены из единого таможенного пространства России. А как это сделать хотя бы технически, не говоря уж об экономических последствиях для всей страны? Об этом никто всерьез не задумывался.

Несколько слов о коррупции в связи с созданием свободных экономических зон. Коррупция, несомненно, дело отрицательное. Но почему она особенно пышно процветает на ниве подобного предпринимательства? Потому, что для определенных элементов появляется возможность урвать от жирного чужого пирога. Нам кажется, что, принимая решительные меры против коррупции, надо правильно оценивать и более широкую перспективу, а именно: сопоставлять ущерб от коррупции с ценностью того пирога, который в конечном счете достается государству в результате создания и функционирования СЭЗ. Одинаково неправильны и невмешательство в коррупцию, и преувеличение ее последствий.

Специфической формой сотрудничества являются особые экономические зоны в России. Первая зона такого рода была образована в Калининградской области в январе1996г.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11