Новости

Последствия теневой экономики и пути ее «осветления»

Первый - радикально-либеральный, реализуемый в России с конца 1991 — начала 1992 г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода налицо: отмеченные выше критические масштабы «тене­вой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производствен­ных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, — с другой. Не случайно у некоторых политиков стали появляться идеи относительно того, чтобы «провести полную легализацию всей «теневой» экономики и начать жизнь с чистого листа». Вряд ли такие веяния получат общественную поддержку, в том числе со стороны «теневиков»-хозяйственников, испы­тавших все «прелести» сотрудничества с организованными преступными сообществами и жела­ющих «начать жизнь с чистого листа» без угрозы быть застреленными, снова подвергаться налетам рэкетиров и т.п.

Второй - репрессивный - подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы описанного либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразде­лений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействия спецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системы тотального контроля и доносительства: общее ужесточение законодательства, направленного против «теневой» экономики, усиление мер наказания. В качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать принятие Государственной Думой 20 июля 1998года в первом чтении представленного Минфином РФ законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Идея проекта естественна: поскольку государству не удается зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы граждан (от 500 до 1000 минимальных окладов в течение года) и подобным путем, во-первых, выявить действительные доходные параметры состоятельных групп населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств, в-третьих, собрать недовыплаченные налоги. Однако, поскольку в законопроекте упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению «теневой» деятельности в легальную, экономические результаты его реализации вполне возможно окажутся во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы - ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций - их усиление.

Не более благоприятными будут, пожалуй, и социальные результаты использования преиму­щественно репрессивных методов. Проводя этот курс, власти столкнутся с сопротивлением не только «теневиков»-хозяйственников, ставших, как уже отмечалось жертвой губительных для производства общих условий хозяйствования, но и значительной части рабочих, которым «теневая экономика» помогает своевременно получать заработную плату и избегать безработицы. Под­держка же подобных мер со стороны сравнительно слабых ныне групп рядовых бюджетников, пенсионеров, рабочих и служащих «лежащих на боку» предприятий, как представляется, не поз­волит создать оптимального баланса сил в обществе. Уровень поддержки населением властей при использовании комплекса репрессивных мер оценивается экспертами как «относительно низкий», а уровень сопротивления властям — как «относительно высокий». В общем, задействование репрессивных методов, не сулящее перспектив существенного обогащения государственной казны, чревато ростом социального напряжения: всплеском безработицы, ослаблением кадрового потенциала руководящего звена экономики (в связи с возможным бегством способных хозяйственников за границу и вывозом капитала) и т.п.

В последние годы при содействии международных организаций мно­гие страны пересмотрели законы о центральном и коммерческих банках, а также о валютных операциях. Президент РФ 7 августа 2001 г. подписал за­кон "О противодействии легализации (отмыванию) денег, полученных пре­ступным путем", согласно которому банки должны предоставлять компетент­ным органам информацию о подозрительных сделках или операциях из спе­циального списка, сумма которых превышает 20 тыс. долл. Опасения по поводу того, что законы, направленные на предотвращение отмывания денег, могут подорвать усилия по либерализации финансовых рынков или что от­крытие более широкого доступа на финансовые рынки будет способствовать отмыванию денег, безосновательны. Легализация доходов, полученных преступным путем, и связанное с этим мошенничество в финансовой и банковской сфере, - одно из наиболее опасных для экономики России явлений, поскольку оно является основой для финансовой подпитки международных преступных группировок, экспансии наркооборота, торговли оружием, терроризма и т. п. Оставленное без внимания, отмывание денег может разрушить не только отдельное финансовое учреждение, но и всю финансово-экономическую систему страны в целом. Данный феномен угрожает экономичес­кой и финансовой безопасности многих стран, и международное финансовое сообщество должно твердо поддерживать меры по борьбе с ним.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8