Новости

Последствия теневой экономики и пути ее «осветления»

В послании президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 18 апреля 2002 года отмечается, что нынешняя организация работы госаппарата, к сожалению, способствует коррупции и что необходима реструктуризация системы власти. «Коррупция – это не результат отсутствия репрессий подчеркнул президент, - а прямое следствие ограничения экономических свобод. Любые административные барьеры преодолеваются взятками. Чем выше барьер – тем больше взяток и чиновников, их берущих. И мы не должны дожидаться, пока достигнутая стабильность превратится в административный застой. Одним из факторов, который делает нашу страну некомфортной, к сожалению, для граждан и негостеприимной для иностранцев – является преступность. Правоохранительные органы должны направлять свои усилия на защиту прав граждан, жесткую борьбу с рэкетом, административным произволом и коррупцией. На охрану прав собственника и производителя»[10]. Говоря о направлениях политики государства В.В.Путин отдельно остановился на проблемах малого бизнеса. «Мы обязаны прекратить бессмысленное соревнование между народом и властью – когда власть порождает законы, а народ изобретает способы их обхода. Творческая активность людей должна направляться не на так называемую "оптимизацию" налоговых схем, а на развитие собственного дела на базе использования тех норм, которые мы с вами им предлагаем», - заявил президент. Также он добавил, что изменение налогов – важная, но только часть проблемы. У предпринимательства в целом – а малого в особенности – огромное количество претензий, связанных с неоправданным административным давлением. И прежде всего – со стороны надзорных органов и инспекций. Издержки от такого надзора очень велики, а порой – абсолютно бессмысленны. За порядком надзирают сотни тысяч человек, их предписания и штрафы, равно как поборы и взятки, ложатся непомерным бременем и угнетают предпринимательство. «Нам нужны изменения в законы и подзаконные акты, которые уточнят и упорядочат полномочия надзорных органов. А где можно – заменят их более эффективными мерами ответственности самих экономических субъектов», - подчеркнул В.В.Путин.

Следует отметить, что правительство РТ также принимает меры по противодействию развития теневой экономики. Президент республики поручил первому вице-премьеру РТ Равилю Муратову разработать программу (или концепцию) повышения жизненного уровня населения республики. Проблема эта настолько остра, что, как ее ни крути, все равно наживешь кучу врагов. Ведь для того, чтобы поднять зарплату и пенсии одним категориям граждан, придется отобрать деньги у других. Новый приоритет Правительства рубит бизнес "теневиков" под самый корень, потому что повышается степень государственного регулирования в экономике. Анализ экономической ситуации по показателю валового регионального продукта показал, что республика недополучает солидные суммы, которые должны вернуться тем, кто производит эту добавленную стоимость, и через них пополнить казну. Программа предусматривает "введение отчетности по форме, позволяющей анализировать валовой региональный продукт, и на основе этого анализа принимать управленческие решения в виде различных законодательных документов". По словам замначальника налоговой полиции, около 40% годового валового внутреннего продукта Татарстана составляет теневой капитал. "Правонарушения стали средством выживания для налогоплательщиков", - заметил Гайнутдинов.

Как известно, в январе 2002 года указом Президента Татар­стана было создано республиканское Агентство по развитию предпринимательства. Можно сколь угодно долго дискутировать на тему о необхо­димости государственного органа, способного принять на себя ответственность за решение такой проблемы. Однако он в Та­тарстане уже действует В структуру агентства должны войти венчурный фонд, лизин­говая компания, фонд микрофинансирования, зональные и ка­занский центры поддержки малого бизнеса, а также пять анало­гичных вузовских центров. Из этого можно заключить, что агент­ство задумано в качестве своего рода «министерства», управля­ющего подведомственной ему системой государственных ре­сурсных центров[11]. Генеральным директором назначен Александр Сергеев - руководитель торговой сети «Александр ЛТД». Усилия Прави­тельства Татарстана по разви­тию предпринимательства направлены на со­здание государственной систе­мы инфраструктурного обеспе­чения развития малого бизне­са. Но если госсектор призван поддерживать устойчивость этой системы, то сектор част­ный мог бы обеспечивать ее эффективность. И если госсек­тор не может действовать ина­че, как на бюджетные деньги, то частному достаточно относительно небольшой под­держки. Это касается прежде всего поддержки моральной, каковой и представляется ак­кредитация. Недо­статочная самоорганизация малого бизнеса и есть главная его проблема. Эта задача мо­жет быть решена посредством аккредитации фирм, лидирующих в «контро­лируемых» отраслях экономики и социальной сферы. Агентство легко могло бы инициировать создание систе­мы инфраструктурного обеспе­чения малого бизнеса, благо это не требует расходования бюджетных средств. Для этого и нужна аккредитация соответствующих субъектов. Аналити­ческая группа при Правительст­ве республики несколько лет назад дала положительное за­ключение по проекту создания упомянутой выше системы. Од­нако он не был реализован из-за отсутствия соответствующе­го нормативно-правового обес­печения.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8