Новости

Система внебюджетных фондов.

В зависимости от предполагаемого периода функциониро-

вания программы или условно намеченного времени для осуще-

ствления конкретных целей фонды могут быть бессрочного, дол-

госрочного или краткосрочного действия. Примером фонда бес-

срочного действия является экологический фонд, долгосрочного

действия — фонд регионального развития, краткосрочного —

фонд помощи беженцам. Однако деление это весьма условно.

По охвату проблем внебюджетные фонды могут быть об-

щего характера (фонд регионального развития) и более конкрет-

ного характера (например, фонд развития автомагистралей в

республике, крае или области).

Возникновение института внебюджетных фондов не получи-

ло однозначной оценки. Не случайно уже в законе о бюджете на

1995 г. ряд внебюджетных фондов был консолидирован в бюд-

жет в виде целевых бюджетных фондов. Итоги деятельности

данных фондов по-разному воспринимаются специалистами.

Столь же противоречиво выглядят и рекомендации по дальней-

шему их развитию и управлению.

Так, по мнению некоторых специалистов существующая

форма акционирования государственных социальных внебюд-

жетных фондов ничем не отличается от бюджетной. Указанные

фонды, на их взгляд, являются специфическими функциональ-

ными бюджетами. Разница лишь в том, что обычные бюджеты

функционируют в административно-территориальных рамках, а

Пенсионный фонд — в рамках определенной функции. В связи

с этим достаточно принять законодательные решения, запре-

щающие в рамках бюджета использовать целевые платежи на

иные нужды, иными словами — образовать целевые бюджетные

фонды. Тогда бы не потребовалось создавать автономные вне бюджетные фонды.

Отдельные внебюджетные фонды явно тяготеют к страховым

фондам и хотя на данный момент ими не являются, динамика

изменений не вызывает сомнений — в недалеком будущем они

утратят бюджетную природу. С другой стороны, часть внебюд-

жетных фондов изначально ничего общего не имела с бюджета-

ми, как по источникам доходов, так и по механизму их аккуму-

ляции, а также организационно-правовой структуре управления

средствами и другим признакам. Это, например, внебюджетный

фонд развития жилищного строительства или некоторые отрас-

левые фонды, образованные на добровольных началах.

Из всего этого следует, что внебюджетные фонды как субъ-

ект государственной финансовой системы не являются однород-

ными и не обладают ни всеобщими преимуществами, ни недос-

татками в сравнении, с бюджетной формой существования. Они

могут возникать и ликвидироваться лишь в связи с определен-

ными условиями, их предопределяющими, или отсутствием та-

ковых.

Перейти на страницу: 1 2 3