Новости

Зарубежный опыт создания СЭЗ.

Мы уже расказывали об опыте СЭЗ в развитых и развивающихся странах. К этому добавим и такие даные. Успешно функционируют СЭЗ в Африке – Либерия, Сенегал, Египет, Тунис, Мавритания; в Азии – Индия, Малайзия, Филипины, Шри-Ланка, Тайланд, Тайвань, Иордания, Сирия; в Латинской Америке – Бразилия, Чили, Колумбия, Мексика, Уругвай, Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гаити, Гандурас, Ямайка и др.

В большинстве зарубежных стран уже сложилась определенная система управления СЭЗ. Значительный интерес представляет структура Компании развития свободных экономических зон. Во главе компании, как правило, стоит Совет директоров, возглавляемый Председателем. Всю организационно-техническую работу выполняет Генеральный управляющий, находящейся в подчении Совета директоров и Председателя. Чаще всего состав Компаний развития СЭЗ включается пять структурных подразделений:

адменистративный отдел (финансы, бюджет, персонал, планирование, таможня, управление инвестициями );

отдел маркетинга (изучения конъюнктуры рынка, продвежение товаров, реклама, привлечение инвесторов);

инженерный отдел (планирование производства, строительство, ремонт и техническое обслуживание, отношения с предприятиями комунального обслуживания);

отдел престижной деятельности (связь с напселением, с правительственными учреждениями, с заграничными офисами компании, с иностранными фирмами);

секретариат (бюджетный контроль, юридические консультации, подготовка статотчетности ).

Естественно, в политике многих зарубежных стран в отношении развития СЭЗ, как и в практике функционирования зон, происходят изменения. Что наиболее характерно в этом плане? Во-первых, привилегии, которые получили распространение в СЭЗ, все более активно выходят за рамки зон. Во-вторых, идет расширение числа зон “ импортно-промышленного” характера, т.е. зон, обращенных в нутрь страны, формирующих внутриней рынок. В-третьих, наблюдается тенденция создания в зонах национальных предприятий (не только с долевым участием иностранного капитала, но и целиком использующих свой национальный капитал). И, наконец, ориентация СЭЗ не только на производственно-торговые операции, но и повышенное внимание к оказанию услуг ( банковских, стаховых, информационных ).

Режим деятельности свободных зон развивающихся стран отличается от режима развитых государств.В СЭЗ развивающихся стран особое место занимает регулирование рабочей силы (в основном ограничение социальной защиты трудящихся , запрет деятельности профсоюзов в пределах зоны , приостановление действия трудового законодательства в части фиксирования размеров зароботной платы и максимальной продолжительности рабочего дня , освобождения предпринимателей от уплаты взносов в фонды сооциального страхования и т.п.)

Рассматривая зарубежный опыт создания и функционирвания СЭЗ с точки зрения использования в России , необходимо подчеркнуть , что формальный подход недопустим . Даже самые эфективные , самые перспективные оргаризационные формы СЭЗ в условиях нашей страны могут не дать положительных результатов . В регионах России много специфических особенностей , а главное – в нашей стране еще не сложились нормальные рыночные отношения . Но, пожалуй , стоит внимательно присмотреться к китайской конкуренции многоступенчатой открытсти , которая в значительной степени учитывает территориальные , природно-сырьевые и социально-економические особенности своих регионов.

Говоря о зарубежном опыте деятельности СЭЗ , обратим внимание на предложение создать межгосударственные зоны , выйти за рамки одной страны. Так, в Кабинете Министров США уже обсуждался проэкт создания в Европе глобальной свободной экономической зоны (зона свободной торговли, общая зона инвестиций и т. д.). Предпологается, что в зону свободной торговли, войдет 15 европейских стран, США, Канада и Панама. К 2005 г. планируется также создать зону свободной торговли, объеденяющую страны Заподного полущария, то есть весь Американский контенент, включая островные государства, кроме Кубы. Насколько этот план осуществим, покажет время.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8