Новости

Зарубежный опыт создания СЭЗ.

Еще одно замечание. Не следует забывать, что свободные экономические зоны являются объектом сотруднечества, своеобразного компромиса между транснациональными корпорациями (ТНК), и инвесторами капитала, и правительствами принемающих стран. Собственно, приоритет за ТНК, ибо в их руках и инвестиции, и современные технологии, и высококвалифицированные специалисты. ТНК достаточно свободны в выборе стран и регионов для размещения своих инвестиций, в то время как развевающиеся страны вынуждены конкурировать друг с другомна базе широкого распространения ресурсов (в том числе и дешевой рабочей силы). Иными словами, зачастую успех создания и функционирования свободных экономических зон зависит от интересов транснациональных корпораций.

СЄЗ в КНР .

Особый разговор о свободных эконмических зонах Китайской Народной Республики. Огромная по территории, занимающая первое место в мире по числу жителей (1,2 млрд. человек), обладающая самыми значительными в мире (по мнению геологов-экспертов) минеральными ресурсами, КНР в 80 – 90-е годы добилась больших успехов в развитии экономики, выйдя на второе место в мире (после США) по общей стоимости ВВП. Вскоре после смерти Мао Цзедуна в КНР был првозглашон курс на экономическую реформу (“ГАЙГЭ”). Основой преоброзований стали: внедрение многоукладной экономики; реформа ценообразования (введены три уровня цен – твердые государственные, подвижные договорные и свободные рынрчные); переход в деревне к системе “дворового” (семейного) подряда; политика “открытых дверей” во внешне экономической деятельности; расширение самостоятельности промышленных предприятий и т. д.

Обобщая, можно сказать, что в КНР начало формироваться особое “социалистическое планвое товарное хозяйство”, в котором сочитаются план и рынок, директивное индикативное планирование с рыночным регулированием. Как записано в партийных документах КПК, “государство регулирует рынок, рынок направляет предприятие”.

Политика открытости внешнему миру привела не только к быстрому притоку иностранного капитала, но и к поиску новых эфективных форм внешнеэкономических связей: организационныхкредитно-финансовых, производственно-экспортных и т. д.

Отметим, что в КНР осуществляется концепция “многоступенчатой открытсти”, суть которой в максимальном использовании конкурентных условий и ресурсов различных регионов страны. Внастящее время в КНР существуют 4 основные формы “открытых территорий”, в кторых наблюдается и разные льготы, и разные структуры, и разные типы управления.

Специальные экономические зоны КНР учереждены в 1980 г. Они распологаются на южном побереже страны. Крупнейшая из них заняла всю провинцию на острове Хайнань. Кроме этой СЭЗ, действуют зоны: Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу и Сямынь. В 1992 г. общий объем промышленного производства в этих пяти зонах достиг почти 50 млрд. юаней, что составило окло 2% промышленной продукции КНР, а внешнеторговый оборот – 20 млрд. доллоров, чтосоставило свыше 14% общекитайского внешнеторгового оборота. Зоны имеют особый административный статус, особую экономическую самостоятельность. Установлены льготы для иностранных предпринемателей. Если на общей территории Китая ставка подоходного налога для совместных предприятий составляет 33%, то в СЭЗ – 15%. При создании инфраструктуры зоне предоставляется кредит с весьма низкой процентной ставкой (6%).

Более подробно охарактерезуем одну из этих пяти зон – Шэньчжэньскую. Город Шэньчжэнь расположен на юге провинции Гуандун, к востоку от реки Сицзян и в 150 км. южнее города Гуанчжу. В 1980 г. после выхода в свет документа Постоянного комитета всекитайского собрания народных представителей – “Полжение о создании собых экномических районов а провинции Гуандун”, началось создание СЭЗ Шэньчжэнь (одновременно с СЭЗ Чжухай Шаньтоу).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8