Новости

Зарубежный опыт создания СЭЗ.

Что предусматривалось указаным положением? Учитывая выгодное экономико-географическое положение Шэньчжэня, близсть к Сянгану (Ганкнгу), другие блогоприятные условия, правительств КНР сразу предоставило зоне целый ряд льгот. Только за первые 7 лет общий объем инфрструктурных капиталовложений составил 9 млрд. юаней. 80% капиталовложений приходилось наинвестиции, полученые из бюджета центрального правительства и местных органов власти, от предприятий, кторые открыли свои представительства в зоне, кредиты банков Китая. Капиталовложения компаний и предприятий составили менее 20% , из них более 60% дал Гонконг.

Заметим, что создание СЭЗ требует практически от всех государств на начальнм этапе собственных крупных расходов. Так, в развивающихся странах для привлечения 1 доллара иностранных капиталовложений требуется 4 доллара собственных капиталовложений. Однакособственных средств не хватало, и страны обращались к тем же развитым странам за кредитами. В 1989 году в КНР иностраные вложения в 4 специальные зоны сставили 9 млрд. долл., а собственный начальный капитал – 22 млрд. долл.

СЭЗ “Шэньчжэнь”прошла три периода развития: создания, развития и зрелой экнмики. С 1980 по 1985 г. – период сздания особого экономического района. Были созданы 5 административных, 4 прмышленных районов (Шэкоу, Шанбу и др.), построены первые кварталы, торгвый центр, турестические, культурные, учебные комплексы. В портах Чивань, Шэку и Яньтянь было построено три причала для судов водоизмещением 10 000 – 25 000 тонн. Были сооружены: вертолетный аэродром Наньтоу, 5 пунктов для входа в зону и выхода из нее железнодорожный виадук и магистральная развязка в городе, проложены дороги протяженностью в 200 км, в Шацзяо построена электростанция мощностью 700 тыс. кВт, поставлены 50 тыс. таксофонов, город в основном обеспечен водоснобжением, канализацией, электроснабжением, транспортом, телеграфной связью. Иными словами, на первом этапе организации СЭЗ создавалась производственная, транспртная и социальная инфроструктуры.

Рефрмирвание экономики Украины в значительной степени будет определяться темпами ее интеграции в мировую экономическую систему. Одним из возможных путей такой интеграции, а одновременно и способом привлечения в наше государство иностраных инвестиций, является создание одной или нескольких свободных экономических зон. Пока что дело в отношении этого актуального для Украины вопроса не пошло дальше принятия Закона и Концепции о создании специальных свободных экономических зон, более или менее детальных разработок тодельных проэктов таких зон, а также дискуссий на парламентском и правительственнм уровнях, в научных изданиях и прессе о целесообразности их создания. В этой ситуации грешно не воспользоваться опытом создания и функционирования СЭЗ, приобретенным государствами, которые уже раньше прошли тот путь, на котрый сегодня вступила Украина.

В 1991 г. в Нью-Йорке под эгидой Центра Транснациональных Корпораций ООН была опубликована книга “Задачи свободных экономических зон в Центральной и Восточной Европе. Международная точка зрения”. Названый центр стал спонсором издания этой книги и на украинском языке, в которой расматриваются различные аспекты учреждения и организации деятельности СЭЗ.

Авторы книги, в числе которых известные ученные, финансисты, бизнесмены, томечают что СЭЗ является “одним из наиболее значительных организационных нововведений, которые распространились на мировой экономической арене за последние 20 лет”. В 1990 г. в мире существовало около 300 СЭЗ, причем большенство их было сосредоточено в арзвивающихся странах.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8