Новости

Государственный бюджет как основа финансовой системы государства.

Бюджетная политика является важнейшим инструментом государственной экономической политики, оказывающим влияние на общее состояние экономики и макроэкономическое равновесие. Бюджетная политика в среднесрочной перспективе, реализуемая в координации c денежно-кредитной и внешнеэкономической политикой, должна стать основой формирования единой финансовой политики государства. Стратегической целью бюджетной политики является обеспечение устойчивого экономического роста, повышение эффективности участия государства в распределении и перераспределении ресурсов в экономике по мере повышения уровня социально-экономического развития. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.

Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения.

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

По предварительной оценке

федеральный бюджет за январь-ноябрь т.г. исполнен:[8]

- по доходам

в сумме 1990,7

млрд. рублей (93,6% к годовым бюджетным назначениям и 92,9% к уточненному заданию по мобилизации в федеральный бюджет налогов и сборов на 2002 год.

8.Пресс-релиз Управление по связям с государственными общественными организациями Минфина РФ "Предварительной оценки исполнения федерального бюджета в январе-ноябре 2002 года"

- по расходам

(финансирование) - 1920,1

млрд. рублей (98,6% к годовым бюджетным назначениям и 91,6% к уточненной бюджетной росписи на год).

Федеральный бюджет с начала года исполнен с профицитомв размере 70,6

млрд. рублей, что составляет 0,7 % к прогнозному объему ВВП (9918,1

млрд. рублей) на январь-ноябрь 2002 года. Первичный профицит

составляет 271,2

млрд.рублей, или 2,7% к прогнозному объему ВВП на тот же период.

Полученные в январе-ноябре 2002 г. доходы в сумме 1990,7

млрд. рублей складываются из поступлений от уплаты налогов, сборов и других платежей, администрируемых отдельными министерствами и ведомствами.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10